Рейтинг@Mail.ru
Русская Гефсимания - РИА Новости, 23.07.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русская Гефсимания

Читать ria.ru в
Есть в России монастыри, посещение которых просто необходимо для понимания сути русского православия. К таким местам, несомненно, - и по истории своего создания, и по небесной красоте, а главное, по вере и делам монахов и схимников, - относится Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь.

Есть в России монастыри, посещение которых просто необходимо для понимания сути русского православия. К таким местам, несомненно, - и по истории своего создания, и по небесной красоте, а главное, по вере и делам монахов и схимников, которых родила и воспитала Псковская земля, - относится Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь.

Славные страницы его истории приходятся на годы становления обители в XV веке, на лета нашествия вражеских орд на русские земли, на первые послереволюционные годы, на времена фашисткой оккупации, на беспощадные годы хрущевской оттепели…

Автомобильная трасса Псков - Печеры, слегка холмистая, средь полей и сосновых лесов плавно втекает в Печеры. Распложен этот 12-тысячный город вплотную к эстонской границе, о чем свидетельствует указатель "Пограничный переход Куничина гора". На гербе, что был утвержден в 1782 году высочайшим повелением императрицы Екатерины II, изображена "гора, въ которой видна пещера, каковая дйствительно и существуетъ".

Как и положено в старинных городках, по какой дороге не двигайся, все равно придешь на центральную площадь с торговыми рядами, купеческими домами и, разумеется, храмами. Печеры в этом отношении не исключение. Старинные дома - то каменные, то деревянные. Штакетник вдоль дороги, а за ним сады и огороды. Да-да, прям в центре города. На площади, не доходя до монастырских врат, высятся два храма и посреди златоглавая часовенка Александра Невского, что сразу задает некую торжественную ноту.

Далее, на улице Международной, как нельзя лучше подходящей по названию, находится странноприимный дом монастыря, принимающий паломников. Здание двухэтажное, в классическом стиле, с белыми пилястрами на желтом фоне, украшенными ионическими капителями.

Раскинулся монастырь на склонах оврага Каменецкого ручья, где некогда росли дубовые рощи, куда приезжали поохотиться на зайцев и лис изборчане. В лесном ручье в большом количестве водились бобры. Именно сюда в конце XIV века пришли звероловы, поставили силки, притаились за камнями и вдруг услышали пение, исходившее откуда-то из-под земли. Пели стройно и красиво, а воздух вдруг наполнился запахом ладана. Поющих охотники не видели и приняли эти звуки за пение ангелов. Рассказали об этом чудесном случае в Изборске, и закрепилось за этим местом название Святая горка.

В 1392 году, как гласит летопись, на склоне горы один крестьянин рубил лес и случайно на дне оврага обнаружил обитаемую пещеру, над входом которой виднелась надпись "Пещеры богом зданные". Тогда и разъяснилась загадка Святой горки - под землей в пещерах, вдали от мирской суеты собирались первые местные богомольцы и монахи-пустынножители, чтобы вознести свои молитвы к Богу. Первыми поселились здесь выходцы из Киево-Печерской обители, среди коих был инок Марк. Именно он положил начало святой обители Печерской в долине Каменца, скрытой долгое время от посторонних глаз. Традиции использования пещер ("печера" по-древнеславянски), восходят в восточнославянских землях к концу XII - началу XIII века. Очень трогательно и красочно описывает польский писатель Генрик Сенкевич в своем историческом романе "Куда идёшь" (Quo vadis) первых первосвященников, которые вели свои проповеди в пещерах близ Древнего Рима. Нечто подобное, по всей видимости, происходило и в пещерах близ ручья Каменец.

Первым устроителем пещерного храма стал иеромонах Иона, который пришел в эти места в 1470 году из Ливонии (нынешней Эстонии), где был православным миссионером. Обустроил и освятил в 1473 году выкопанную в песчаном холме церковь Успения Пресвятой Богородицы, вокруг которой постепенно образовалась обитель. Со временем песчаные стены храма были облицованы кирпичной кладкой - в полкирпича, поставленного на ребро, и обустроен двухэтажный фасад. Своды пещеры поддерживают 13 столбов.

Центральный вход - башня с крепкими воротами и надвратной церковью. Голубой купол с золотыми восьмиконечными звездами, в стороны расходятся высокие каменные стены. В XVI веке Печерская обитель часто подвергалась набегам со стороны лифляндцев, над Россией нависла опасность вторжения польско-литовских завоевателей. Игумен Корнилий в период с 1558 по 1565 год возводит оборонительные сооружения. Монастырь окружается массивной стеной протяженностью 810 метров, возводятся семь башен с тремя укрепленными воротами. На входе сооружается захаб по образцу Изборской крепости, превративший монастырь в неприступную крепость. Вдоль каменных стен устроены гульбища - переходы для обороняющихся, по которым можно обойти всю обитель.

Пройдя сквозь ворота под Петровской надвратной башней, открывается мало сказать чудесный, божественный вид на голубые и золоченые купола церквей и часовен монастыря, утопающих в ярко-зеленой зелени листвы. Дорога, спускаясь вниз, мимо дома настоятеля монастыря, гостями которого были император Николай II и два российских президента, выводит к фасаду Успенского собора с его неправдоподобно игрушечными и невероятно красивыми куполами, расположившимися в ряд. Слов здесь мало - надо видеть!

Иконостас Успенского собора был сделан на пожертвования дочери Петра I Елизаветы и неизменным сохранился до наших дней. Тут и чудотворные иконы, например, икона Божией Матери "Умиление". Еще в XVI веке этот чудотворный образ носили во Псков во время осады его войсками Стефания Батория. А при нападении поляков икону выставили на стену, супостаты пытались сбить ее выстрелом из пушки, и, что интересно, ядро долетело до чудотворного образа, легло перед ним, но не разорвалось. Невероятное событие это было запечатлено в летописи.

Есть перед алтарем и царское место, где молился в 1822 году Александр I, а в 1903 году - Николай II. В анналах монастыря имеется описание встречи первого из помянутых нами венценосных монархов с монахами монастыря и, в частности, с печорским старцем святым Лазарем. Доподлинно неизвестно, о чем была беседа, но, прощаясь со старцем, Александр опустился на колени.

Находится здесь и икона Божией Матери "Всецарица", известная чудесами исцеления от онкологических заболеваний.

Главный чудотворный образ обители - икона Успения Пресвятой Богородицы. Написана она была в 1521 году псковским иконописцем Алексием Малым и подарена обители псковскими же купцами. Множество чудес было явлено этим образом, пред которым горит неугасимая лампада, о чем свидетельствует и количество золотых изделий, собранных на тонкой нити под стеклом иконы - на Руси принято дарить иконам за чудесное исцеление или избавление колечко, крестик или сережки.

Монахи называют свою святую обитель "наша русская Гефсимания" в честь православной церкви Успения с гробницей Богородицы в скале, что расположена у Гефсиманского сада в Иерусалиме.

28 августа чудотворный образ иконы Успения Пресвятой Богородицы обносят вокруг монастыря. Тысячи богомольцев приезжают в этот день в монастырь, а 18 человек несут образ по устланному цветами ковру. Вес иконы - более 200 килограмм, оправлена она в серебряный оклад, фриз которой еще по указанию Ивана Грозного был украшен золотом.

Слева от врат Успенской церкви находится вход в те самые "Богомъ зданные" пещеры. Стены их песчаные, температура стабильно держится на отметке плюс 10 градусов, неизменна и влажность - она почти что 100-процентна. Пещеры, чья протяженность оценивается в 217 метров, имеют семь ответвлений. Высота земли над головой от 16 до 20 метров. Издревле пещеры служили местом захоронения, потому как постоянный температурный и влажностный режимы исключали саму возможность появление запахов тления.

Двигаясь в темноте спиной вперед (освещением служат только маленькие свечки в руках паломников), монах рассказывает историю пещер, монастыря и монахов-пустынножителей, а по обеим сторонам можно видеть закланные плиты, обозначающие захоронения. Самые ранние плиты датированы 1530 годом. Надписаны они на церковно-славянском языке. Число погребенных превышает 10 тысяч человек. Хоронили здесь не только монахов, но и светских лиц, если те заслуживали. Например,  здесь покоятся останки предков Пушкина, представители семей Татищевых и Кропоткиных.

Сложные годы настали для монастыря сразу после революции 1917 года, когда по России покатился каток безбожия. В период с 1918 по 1920 год в обители оставалось всего несколько монахов. Не закрывался монастырь и в годы, когда территория западных псковских земель была отдана Эстонии за лояльное отношение к Советской России. Эстонское правительство хотело провести лютеринизацию русских церквей и монастырей, обязав вести службу на латинском языке и под музыкальное сопровождение. Наместник монастыря иеромонах Иоанн (Булин) в самые трудные годы - с 1920 по 1932-й - не только сохранил, но и развил остававшийся православным монастырь, хотя принадлежавшая обители земля была экспроприирована, трапезная использовалась как казарма эстонских войск, помещения занимали землеустроительная комиссия и мировой судья. Иоанн сумел найти священников, которые, не нарушая указы местных властей, вели службы на греческом, латыни и старорусском. Монастырь возродил натуральное хозяйство, производство свечей, кожевенное производство...

В годы фашистской оккупации он был храним усилиями игумена Павла (Горшкова). В 1944 году, после освобождения Печер советскими войсками, 80-летний наместник был арестован, осужден на 15 лет и вскоре скончался в тюремной больнице в ленинградских "Крестах". Спустя 52 года игумен Павел был признан невиновным и реабилитирован.

Есть замечательный фильм Владимира Хотиненко "Поп", повествующий о деятельности Псковской православной миссии на оккупированной немцами территории. Главный герой - образ хотя и собирательный, но очень многое взято из жизни архимандрита Иоанна (в миру - Иван Михайлович Крестьянкин), одного из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конца XX - начала XXI века. Уже при советской власти он был осужден по статье 58-10 Уголовного кодекса (антисоветская агитация) на семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в лагере строгого режима. После освобождения еще 40 лет служил в Псково-Печерском монастыре и ушел из мирской жизни в возрасте 96 лет. Похоронен он был в пещерах, до гроба его можно прикоснуться.

Во время хрущевской оттепели, в годы наибольшего гонения на церковь, когда коммунистическая идеология должна была додавить "опиум для народа", настоятелем монастыря был архимандрит Алипий (Воронов), невероятно много сделавший для обители и, самое главное, сумевший отстоять ее для верующих. Для этого требовалось и несгибаемая воля, и чувство юмора. Вменили как-то отцу Алипию в вину, что не ходят монахи на выборы - непорядок! На ближайшие же выборы в соответствии с рекомендациями "свыше" монахи отправились на избирательный участок… с хоругвями и песнопениями. На каждый выпад в адрес верующих были у отца Алипия железные аргументы. Судите сами: игумену удалось найти и вернуть в 1973 году вывезенную в Германию во время войны ризницу монастыря, правда, для властей процедура репатриации была описана как возвращение достояния русского народа, а не церковной утвари.

С 1995 года наместником монастыря является архимандрит Тихон (Секретарев), который продолжает благочестивую традицию своих предшественников по сохранению устава и благоустройству обители.

Приехать и поклониться святым иконам и святым мощам можно из Пскова, благо он расположен всего в 50 километрах и оттуда отправляются пригородные поезда и автобусы. Последние совершают четыре рейса в день, время в пути - 1 час 20 минут, а стоимость - 125 рублей.

Перекусить можно недалеко от центрального входа, в кафе "Бриз", что в доме №1 на улице Псковской.

Остановиться можно в гостинице "Планета" (ул. Мира, 10), цены которой вполне демократичны по нынешним временам: 920 рублей за одноместный, и от 1,6 тысячи - за двухместный номер. Мини-отель "Ваш берег", что в семи минутах ходьбы от монастыря, предлагает размещение в отдельным комнатах и гостевом домике по цене от 400 рублей за место.

В память о Печерах в сувенирном магазине и открытых ларьках по дороге в монастырь можно приобрести керамические изделия, сделанные по уникальной местной технологии обжига в молоке, плетеные корзинки, вырезанные из можжевельника ложки и многое другое. Ларьки монастыря предлагают книги о монастыре, жизнеописание святых старцев, другую духовную и православную литературу, а также святое масло из лампад у святых мощей преподобных или от чудотворной иконы Успение Пресвятой Богородицы", обладающие лечебным эффектом.

Алексей Хованов, РИА.Туризм

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала