Грязевой вулкан в Индонезии создали геологи, доказали ученые - РИА Новости, 28.07.2008

Грязевой вулкан в Индонезии создали геологи, доказали ученые

Исследователи заявляют, что они "на 99%" уверены, что за появление вулкана ответственны бурившие скважину. (Схема действия вулкана)

МОСКВА, 11 июн - РИА Новости. Ученые подтвердили, что грязевой вулкан "Люси" (Lusi) на востоке индонезийского острова Ява, лишивший крова 30 тысяч человек, возник в результате работ по бурению геологоразведочной скважины, а не из-за землетрясения. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Вулкан "Люси" в округе Сидоарджо образовался в мае 2006 года на месте газовой скважины, принадлежащей индонезийской нефтегазовой компании Lapindo Brantas. Горячая вода и грязь, которую до сих извергает вулкан, вынудила покинуть свои дома жителей 12 ближайших деревень, нанесенный ущерб составляет миллионы долларов.

Сейчас Люси извергает около 100 тысяч кубометров горячей грязи в день.

Группа ученых из Великобритании, США, Индонезии и Австралии провела детальный анализ данных и опровергла теорию, что вулкан образовался в результате землетрясения, произошедшего за два дня до его первого извержения.

Исследователи из Университета Беркли (Калифорния, США) Мария Брумм (Maria Brumm) и Майкл Манга (Michael Manga) провели масштабную проверку версии, что извержение было вызвано землетрясением, и выяснили, что ни один из путей, благодаря которым подземные толчки могут приводить к появлению вулкана, не играл роли в образовании Люси.

"Мы сотни лет знали, что землетрясения могут запускать извержения. В этом случае землетрясение было слишком слабым и его очаг находился слишком далеко (его эпицентр располагался в 250 километрах)", - говорит профессор Манга, слова которого приводятся в сообщении Дюрхэмского университета.

Ученые пришли к выводу, что воздействие землетрясения было минимальным, так как вызванный им скачок давления под землей был очень мал. Исследователи заявляют, что они "на 99%" уверены, что за появление вулкана ответственны бурившие скважину.

"Мы показали, что за день до начала извержения вулкана был большой "толчок" в скважине, который был вызван притоком жидкости и газа в ствол скважины. Мы показали, что после этого толчка давление в скважине превысило критический уровень", - поясняет ведущий автор исследования, профессор Ричард Дэвис (Richard Davies) из британского Дюрхэмского университета.

"Это привело к проникновению жидкости из скважины и окружающих пород на поверхность... Жидкость выносила грязь по мере своего подъема - так и "родился" Люси", - говорит профессор.

По его словам, шансы удержать скважину под контролем были бы больше, если бы были предприняты дополнительные меры предосторожности.

"Мы теперь более, чем когда-либо уверены, что появление грязевого вулкана Люси - это не естественная катастрофа, оно было спровоцировано бурением скважины Banjar-Panji-1", - подчеркивает Дэвис.

Профессор Манга, вместе с тем, отмечает, что эта катастрофа помогла ученым лучше понять процессы зарождения, жизни и смерти вулканов.

Схема образования грязевого вулкана Люси