Двойник Солнца и правильный тост с сыром - РИА Новости, 18.09.2013

Двойник Солнца и правильный тост с сыром

© Фото : ESO/Digitized Sky Survey 2Двойник Солнца HIP 102152, звезда, находящаяся в 250 световых годах от Земли в созвездии Козерога

МОСКВА, 30 авг - РИА Новости. Челябинский метеорит мог побывать "на свидании" с Солнцем, которому нашелся самый точный двойник, бедность снижает интеллект и способствует мигрени, а самый правильный тост с сыром имеет свою формулу - такие новости из мира науки были самыми интересными на этой неделе.

Солнце "видело" челябинский метеорит?

Астероид, упавший в районе Челябинска, возможно, испытывал столкновения с другими космическими телами или же пролетел очень близко к Солнцу, установили ученые из Института геологии и минералогии (ИГМ) СО РАН по результатам геохимического исследования фрагментов Челябинского метеорита.

Исследование челябинского метеорита в московской лаборатории - в фотоленте РИА Новости >>

Они определили, что некоторые фрагменты несут следы процессов плавления и кристаллизации, имевших место задолго до падения этого тела на Землю.

"Это позволяет почти с полной определенностью утверждать, что Челябинский метеорит сталкивался с другим телом Солнечной системы или пролетел очень близко к Солнцу", - отметил ведущий автор исследования Виктор Шурыгин из ИГМ.

Он отметил, что следы раннего плавления несут только три фрагмента из числа исследованных, однако значительная часть обломков была собрана местными жителями, поэтому ученые пока не могут заключить, какая часть метеорита испытала плавление. Более полные данные ученые рассчитывают получить, когда главная масса метеорита будет поднята из озера Чебаркуль.

Двойник нашего светила

Бразильские астрономы изучили состав звезды в созвездии Козерога и обнаружили, что она является наиболее точным двойником Солнца, но старше нашей звезды на 4 миллиарда лет.

Ученые изучали две звезды, похожие на Солнце, - 18 Скорпиона возрастом 2,9 миллиарда лет и HIP 102152 в созвездии Козерога возрастом 8,2 миллиарда лет. В особенности, ученых интересовала старшая звезда, так как по ней можно судить, какое будущее ждет Солнце, в частности, что происходит с литием в звезде по мере ее старения.

Наблюдения показали, что звезды, подобные Солнцу, теряют литий с возрастом. По словам авторов работы, можно быть уверенным в том, что литий в звездах каким-то образом разрушается по мере их старения, и что содержание лития на Солнце является нормальным для возраста нашего светила.

Наконец, исследование астрономов показало, что по своему химическому составу HIP 102152 немного отличается от других "близнецов" Солнца, но при этом является наиболее похожим на нашу звезду двойником. И в Солнце, и в HIP 102152 не хватает веществ, которые в изобилии есть в метеоритах и на Земле. Из этого ученые делают вывод, что вокруг HIP 102152 могут обращаться планеты, подобные Земле, на формирование которых и ушло вещество, которое иначе, в конце концов, попало бы на звезду, внеся свою лепту в ее состав.

Бедность бьет по интеллекту

Бедность занимает мысли человека настолько сильно, что заметно снижает его умственные способности, выяснили специалисты из университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада) с коллегами.

Ученые предлагали посетителям торгового центра в штате Нью-Джерси (США) принять участие в исследовании, на что согласилось около 400 человек. В среднем доход испытуемых составлял 70 тысяч долларов в год, самые бедные зарабатывали 20 тысяч в год. Ученые предлагали добровольцам разные воображаемые ситуации, а они должны были решить, как поступить. Например, что сделать при внезапной поломке машины: оплатить ремонт, занять на него деньги или отложить. В одном варианте этой ситуации ремонт стоил 150 долларов, а в другом - 1,5 тысячи. Испытуемые обдумывали решение и одновременно проходили стандартные интеллектуальные тесты.

Оказалось, что, если ремонт машины стоил дешево, испытуемые одинаково хорошо проходили тесты. Но если он должен был обойтись в 1,5 тысячи долларов, бедняки справлялись с тестами существенно хуже богачей.

Затем ученые исследовали влияние бедности на интеллект в реальных условиях. Для этого они обратились к индийским фермерам. Их доход на 60% зависит от продажи урожая сахарного тростника раз в год. Ученые попросили 464 фермера пройти стандартные интеллектуальные тесты до и после получения денег.

Они обнаружили, что в среднем безденежье понижало когнитивные способности людей приблизительно на 13 баллов IQ-теста (среднее значение в таких тестах они приняли за 100 баллов). Сравнимое падение умственных способностей человек испытывает после бессонной ночи.

...и повышает риск мигрени

Ухудшение интеллектуальных способностей - не единственная проблема, возникающая с головным мозгом у людей с невысокими доходами. Среди них выше процент людей, страдающих мигренью, установили исследователи из благотворительной организации Sutter Health в Северной Каролине (США).

В ходе исследования почти 163 тысячи людей в возрасте от 12 лет и старше рассказали, есть ли у них мигрень, в каком возрасте начались приступы, каков доход в семье. Низкий уровень дохода был определен на отметке 22,5 тысячи долларов, а высокий - 60 тысяч долларов.

Ученые установили, что среди женщин в возрасте 25-34 лет с высоким уровнем доходов в семье, процент страдающих мигренью составил всего 20%, тогда как в домохозяйствах со средним уровнем доходов - 29%, а с низким - 37%. Для мужчин в той же возрастной категории, эти показатели составили 5%, 8% и 13% соответственно. Между тем процент избавления от мигреней был одинаков как среди пациентов с высоким уровнем доходов, так и с низким.

Самый правильный сырный тост

Британские ученые экспериментальным путем установили, какие нужно использовать сыр и хлеб, как их нарезать, как долго и на каком расстоянии от источника тепла готовить, чтобы получить самый вкусный сырный тост, говорится в сообщении на сайте Королевского общества химии в Лондоне (Великобритания).

"Тесты, которые мы провели на кухне нашего Химического центра, показали, что идеальный тост может быть получен плавлением в гриле 50-ти граммового ломтика твердого сыра, такого как чеддер, на ломтике белого хлеба толщиной 10 миллиметров. Сырный тост должен располагаться на расстоянии 18 сантиметров от источника тепла - в нашем случае температура гриля составляла 115 градусов Цельсия - и его нужно готовить 4 минуты, чтобы консистенция и вкус были самыми лучшими", - пояснила Рут Нил (Ruth Neale) из Королевского общества химии.

Нил и ее соавтор по работе Найгел Уайт (Nigel White) из Британского сырного совета не отрицают, что сама по себе их работа не имеет научной ценности, но видят ее важность в том, что она демонстрирует суть научного подхода к любой проблеме.