Стрессоустойчивые женщины и пол детеныша на "заказ" - РИА Новости, 18.09.2013

Стрессоустойчивые женщины и пол детеныша на "заказ"

МОСКВА, 12 июл - РИА Новости. Самки некоторых млекопитающих способны словно на заказ выбирать пол своих будущих детенышей, гормон эстроген позволяет женщинам гораздо лучше справляться со стрессом по сравнению с "сильным" полом, подсластители могут грозить здоровью так же, как и обычный сахар, а здоровье младенцев зависит от месяца их зачатия - такие новости в мире науки были самыми интересными на этой неделе.

Пол на "заказ"

Самки млекопитающих многих видов могут при зачатии "выбирать" пол будущих детенышей, заранее взвешивая их шансы на успех у противоположного пола, утверждают биологи из Стэнфордского университета (США).

Ученые изучили предоставленные зоопарком Сан-Диего собиравшиеся на протяжении 90 лет "родословные" более 2300 животных 198 видов. Биологи обнаружили, что у самок, которые рожали больше всего детенышей мужского пола, в третьем поколении было почти на треть больше потомков, чем у самок, которые рожали детенышей обоего пола поровну.

Биологи объясняют, что если родители сильны и здоровы, самки постараются родить как можно больше сыновей в надежде, что они унаследуют родительские качества, станут альфа-самцами и будут широко распространять родительские гены. Слабые особи, наоборот, стараются рожать самок. Каждая самка может передать родительские гены гораздо меньшему числу потомков, зато детеныши будут у нее почти наверняка, в то время как слабый самец может не выдержать конкуренции с другими самцами и вообще не получить ни одной самки.

Как работает механизм выбора пола, пока непонятно. Тем не менее, ученые предполагают, что способность "выбирать" пол своих детей есть и у людей. Так, исследования показали, что в полигамных обществах у жен с более высоким статусом рождается больше сыновей, чем у женщин с низким статусом.

По мнению авторов работы, если удастся создать вещества, действующие так же, как эстроген, но не вызывающие проблем с гормональной системой, их можно будет использовать для решения проблем со стрессом у мужчин.

Гормоном по стрессу

Биологи из университета Баффало (США) подтвердили, что женщины действительно лучше переносят стресс, чем это делают мужчины, благодаря действию гормона эстрогена на их нервную систему.

Ученые пришли к такому выводу, наблюдая за поведением крыс во время постоянного стресса и изменениями в работе их мозга. Для этого биологи приобрели нескольких самцов и самок и приковали их цепями к стенкам клетки. Через неделю "заключения" биологи оценили состояние своих подопечных, сравнивая реакцию на стресс у особей разного пола.

Как и ожидалось, самки меньше пострадали от стеснения их движения, что было заметно по слабым изменениям в биохимии их мозга. Когда ученые сравнили содержимое клеток и кровеносных сосудов, они с удивлением обнаружили, что в их мозге наблюдался повышенный уровень эстрогена, женского полового гормона. Это натолкнуло их на мысль, что данное вещество может "включать" защитные механизмы в нейронах, оберегающие их от стресса.

Исследователи проверили эту гипотезу, заблокировав работу эстрогеновых рецепторов. В результате этого особи слабого пола начали испытывать стресс в той же мере, что и самцы. Затем ученые провели нечто обратное - они начали вводить эстроген в кровь самцов, находившихся в клетках-"тюрьмах". Это сделало их столь же малочувствительными к стрессу, что и обычных самок.

Опасные подсластители

Искусственные подсластители являются потенциально столь же опасными для здоровья людей, как и сахар, так как они снижают реакцию организма на сладкую пищу, из-за чего человек постоянно переедает и приобретает лишний вес, считают диетолог из Университета Пардью (США) Сюзан Суитерс (Susan Swithers).

Она проанализировала данные экспериментов за последние 40 лет, авторы которых изучали действие подсластителей на организм. Диетолог обращала внимание на то, насколько часто встречалось ожирение у любителей диетической газировки, диабет 2 типа и другие расстройства метаболизма, а также как менялась их диета при переходе на подсластители.

Оказалось, что низкокалорийная газировка была не менее опасной для здоровья людей, чем ее сахарные "кузены", хотя она и сказывалась на нем опосредованно. Несмотря на то, что диетические напитки реже становились причиной развития ожирения и диабета, чем обычная газировка, они все же вызывали их. По словам Суитерс, причиной этого было то, что подсластители действуют на мозг не так, как сахар.

В частности, они не вызывают у человека чувство насыщения, из-за чего он начинает постоянно переедать. Кроме того, они не заставляют организм вырабатывать инсулин, без которого глюкоза превращается в жиры, а не "сгорает" в клетках. Все это указывает на то, что в некоторых случаях подсластители могут быть настолько же вредными для здоровья, что и обычный сахар, заключает диетолог.

Здоровье младенцев по календарю

Медики из Принстонского университета (США) выяснили, что здоровье младенца во многом зависит от месяца его зачатия - к примеру, "майские" дети гораздо чаще рождаются недоношенными и болеют гриппом, а "летние" младенцы обладают относительно высоким весом.

Ученые сравнили данные, собранные социальными службами Соединенных Штатов во время рождения почти 1,5 миллиона детей в Нью-Йорке, Нью-Джерси и Пенсильвании. Учитывалось социальное положение матерей и отцов, их образование, вредные привычки и другие внешние факторы.

К удивлению медиков, ни один из "родительских" факторов практически не влиял на здоровье их детей. С другой стороны, существовала прямая зависимость между временем зачатия и многими деталями из первых дней жизни младенцев. Так, месяц зачатия определял массу новорожденного, его устойчивость к инфекциям и время его вынашивания в утробе матери.

По расчетам исследователей, май оказался самым неудачным месяцем для зачатия ребенка - "майские" дети больше всего страдали от гриппа и других болезней и чаще оказывались недоношенными. С другой стороны, младенцы, зачатые в летние месяцы, отличались большим весом и реже страдали от болезней.

Ученые пока не знают, с чем связаны эти закономерности, однако полагают, что они возникают из-за сезонного характера некоторых болезней, влияющих на здоровье матерей. К примеру, плохое здоровье "майских" детей можно объяснить тем, что они рождаются во время эпидемий гриппа в январе-феврале.