Новый президент РАН и трехмерная модель оболочки ВИЧ - РИА Новости, 18.09.2013

Новый президент РАН и трехмерная модель оболочки ВИЧ

МОСКВА, 31 мая - РИА Новости. Главной новостью российской науки стала победа академика Владимира Фортова на прошедших в среду выборах нового президента Российской академии наук (РАН).

Помимо этого, ученые подсчитали, что поверхность Луны густо усеяна обломками астероидов, выяснили, что арктические течения не останавливались во время ледникового периода, и создали полную трехмерную модель оболочки вируса иммунодефицита человека на атомном уровне.

Выбор академии

В историю Российской академии наук 29 мая нынешнего года войдет как день, когда РАН выбирала не просто своего нового президента, но человека, с именем которого связываются надежды на реформы в главной научной организации страны.

Директор Объединённого института высоких температур РАН Владимир Фортов победил по итогам тайного голосования в первом туре, набрав 58% голосов, обойдя вице-президентов академии Жореса Алферова и Александра Некипелова. Победа Фортова была ожидаема - его кандидатуру ранее поддержал президиум РАН и большинство отделений академии.

"Для меня большая честь, я испытываю большое волнение и гордость за нашу академию. Я убежден, что избирательная кампания дала академии много нового. Я благодарю всех, кто меня поддержал и моих оппонентов - большое вам спасибо. Я уверен, что мы будем работать вместе", - сказал Фортов в своей первой речи после избрания президентом РАН.

Далее Фортов заявил о том, что РАН нацелена на перемены, станет генератором новых идей и проектов, начнет борьбу с внутренней бюрократией, и заявил о готовности к диалогу с главой Минобразования РФ Дмитрием Ливановым.

"Результат голосования показал, что академия готова к переменам, и мы будем эти перемены вводить", - сказал Фортов. Он уточнил, что эти перемены будут гибкими, а также попросил научное сообщество идти навстречу журналистам.

Другой новостью, связанной с РАН, стал отказ отделения физических наук (ОФН) академии утвердить Михаила Ковальчука директором Института кристаллографии имени Шубникова. В понедельник собрание ОФН утверждало кандидатуры директоров ряда институтов РАН, в том числе Института общей физики имени Прохорова, Физико-технического института имени Иоффе, Института кристаллографии, Института космических исследований и ряда других. Все кандидатуры, предложенные коллективами институтов, были утверждены собранием за исключением Ковальчука. В четверг общее собрание ОФН провело повторное голосование по кандидатуре Ковальчука и повторно отказалось утвердить его на посту директора.

Луна под астероидной пылью

Примерно четверть кратеров Луны может быть заполнена фрагментами астероидов, столкнувшихся с Луной на небольшой скорости, а не фрагментами лунного грунта и пород, как считалось ранее, заявляют американские планетологи.

До настоящего времени считалось, что поверхность больших лунных кратеров не содержит пород астероидов, так как они испарялись при столкновении с материей спутника Земли.

Сотрудники университета Пардью в городе Уэст-Лафайетт (США) и его коллеги поставили под сомнение это предположение, создав несколько компьютерных моделей, симулирующих падение астероидов на поверхность Луны. В этих моделях астрономы проверяли, что происходит с малыми и большими астероидами, сталкивающимися с Луной на относительно высокой или низкой скорости.

Оказалось, что остатки астероидов не испаряются, а остаются на дне кратера. По словам исследователей, практически все астероиды, чья скорость в симуляциях не превышала скромные по астрономическим меркам 12 километров в секунду, должны были оставить свой "след" на поверхности Луны.

Авторы работы попытались оценить число таких "следов" на Луне, вычислив скорость падения астероидов, упавших на спутник Земли в прошлом, по глубине и размерам кратеров. Их количество оказалось неожиданно большим - примерно четверть из существующих лунных кратеров может содержать в себе крошку и фрагменты астероидов. По словам ученых, данный факт объясняет присутствие геологически "невозможных" пород на Луне, чьи следы были найдены зондами "Чандраян" и "Кагуйя".

Сюрприз от океанологов

Глубинные течения продолжали работать внутри арктических вод мирового океана даже во время последнего ледникового максимума, что считалось невозможным ранее, выяснили океанологи из Колумбийского университета в Нью-Йорке (США).

Они пришли к такому выводу, проанализировав доли изотопов урана, тория и протоактиния в осадочных породах, извлеченных с арктического дна в ходе американо-канадской экспедиции 1994 года. Как объясняют исследователи, реки вымывают из почвы уран и приносят его в мировой океан, где продукты его распада - протоактиний и торий - оседают на дно. Ориентируясь на доли этих элементов в донных отложениях, можно узнать с какой скоростью двигалась вода над ними.

Судя по низким долям протоактиния и тория, глубинные потоки воды продолжали курсировать в Северном Ледовитом океане даже во время максимального оледенения. Это означает, что современная система течений в Атлантике и арктических водах мирового океана уже существовала во время ледникового периода и мало изменилась с тех пор.

Данный вывод противоречит общепринятым представлениям. Как считали многие климатологи, во время последнего ледникового максимума северные течения замедлялись или останавливались. По всей видимости, новое открытие потребует пересмотра и уточнения существующих моделей, описывающих климат ледникового периода.

Оболочку ВИЧ разобрали по атому

Международная группа биологов впервые опубликовала полную трехмерную модель капсида - защитной оболочки вируса иммунодефицита человека, что в перспективе позволит использовать данные об ее устройстве для создания вакцины от ВИЧ.

Ученые проанализировали данные "микротомографии" вируса ВИЧ с атомной точностью при помощи суперкомпьютера. Для этого биологи разработали особый компьютерный алгоритм, который постепенно соединял друг с другом "кусочки" капсида, информация о структуре которых была уже известна.

Для создания огромной модели из 64 миллионов атомов потребовался суперкомпьютер Blue Waters с суммарной мощностью в 11,5 петафлопc, разработанный компанией Cray по заказу университета Иллинойса и Национального центра суперкомпьютерных приложений. По словам биологов, структура капсида оказалась на удивление простой - он представляет собой мозаику из 12 "пятиугольников" и 216 "шестигранников", состоящих из нескольких молекул одного и того же белка.

Эти элементы способны менять свою форму в широких пределах, в зависимости от характера связей с соседними фрагментами "мозаики". Проанализировав их структуру, ученые выделили особые тройные спирали на границе "швов" на поверхности вируса. По их словам, данные участки крайне важны для стабильности вирусной частицы, что позволяет использовать такие спирали в качестве "мишени" для будущих лекарств и вакцин.