Уход Юрия Осипова и падение астероидов на Марсе - РИА Новости, 18.09.2013

Уход Юрия Осипова и падение астероидов на Марсе

© NASA / JPL/University of ArizonaРельеф Марса с зонда Mars Reconnaissance Orbiter
Рельеф Марса с зонда Mars Reconnaissance Orbiter

МОСКВА, 17 мая - РИА Новости. Бессменный глава Российской академии наук (РАН) Юрий Осипов объявил об отказе бороться за новый президентский срок, а значит, в РАН впервые произойдет смена власти - эта новость стала главной в российской науке на этой неделе. Кроме того, ученые нашли в недрах Канады подземный водный "оазис" возрастом в миллиарды лет, выяснили, что женский иммунитет дольше остается "молодым" по сравнению с мужским, и подсчитали: на Марсе что ни день - то удар астероида по этой планете.

Осипов уходит

Действующий президент Российской академии наук Юрий Осипов во вторник на заседании президиума РАН заявил, что не будет бороться за пост главы академии наук на выборах, назначенных на 29 мая.

"Я считаю, что так лучше. Я не хочу вдаваться в подробности. В этой ситуации я считаю, что это правильное решение, в интересах науки. Хотя у многих, кто меня поддерживал, другая точка зрения", - сказал Осипов РИА Новости, комментируя свое решение.

Сам Осипов, занимающий свой пост с декабря 1991 года, раньше неоднократно давал понять, что нынешний президентский срок для него - последний. Тем не менее, в апреле отделение математических наук РАН выдвинуло его кандидатом на выборы. Но оно оказалось единственным отделением, поддержавшим Осипова. Перед предыдущими выборами пять лет назад за Осипова высказались 11 из 13 ключевых подразделений РАН и президиум академии. Теперь осталось три кандидата на высший пост в академии наук - ее вице-президенты Жорес Алферов и Александр Некипелов и академик Владимир Фортов.

О президентском сроке Юрия Осипова и о реакции коллег на его уход читайте в материале РИА Новости >>

Президиум РАН по итогам рейтингового голосования рекомендовал общему собранию избрать президентом академии наук Фортова. Это означает, что в бюллетене для голосования на выборах фамилия Фортова будет в первой строчке, остальные будут расставлены по алфавиту.

Доисторическая вода

Геологи обнаружили в недрах Канады подземный "оазис" возрастом в миллиарды лет, который хранил в себе большие запасы воды в изоляции от остального мира на протяжении последних 2,6 миллиарда лет, что свидетельствует о возможности существования таких водоемов и жизни в них на Марсе.

Ученые совершили открытие, изучая породы из глубинной шахты в районе города Тимминс в центральной Канаде. Во время бурения шахты, на отметке в 2,4 километра, авторы статьи столкнулись с необычным феноменом - подземным оазисом. Ученые собрали пробы воды и оценили объем и размеры подводного водоема сейсмическими методами.

Геологи попытались оценить возраст "оазиса", вычислив концентрацию изотопов ксенона внутри воды. Как объясняют ученые, атмосфера Земли в древности содержала несколько иные доли этих изотопов, что позволяет использовать их в качестве индикатора того времени, когда вода была "запечатана" в подземном водоеме. Оказалось, что "оазис" был очень древним - его минимальный возраст составил 1,5 миллиарда лет, а наиболее вероятный - 2,64 миллиарда лет.

По словам ученых, этот оазис в принципе пригоден для зарождения и существования жизни - он содержит много водорода, кислорода, метана, аммиака и других "кирпичиков" жизни. Исследователи пока не пытались найти микробов в этой воде, однако они планируют приступить к этому в ближайшее время. По их словам, подобные подземные оазисы могут существовать на Марсе или других планетах, поверхность которых не способна поддерживать жизнь.

Молодость женского иммунитета

Женский иммунитет дольше остается "молодым" по сравнению с мужским, и этим можно объяснить большую продолжительность женской жизни, считают ученые из Японии.

Исследователи изучили образцы крови здоровых жителей Японии в возрасте от 20 до 90 лет и обнаружили, что общее число лейкоцитов в крови женщин и мужчин с возрастом снижается, однако показатели лимфоцитов, идущие на спад у мужчин, у женщин оказались выше с возрастом.

Авторы работы отмечают, что эти показатели можно считать сопоставимыми, поскольку в юном возрасте число лимфоцитов у мужчин больше, чем у женщин. Выяснилось, что определенные типы лимфоцитов сокращаются с возрастом у женщин медленнее, чем у мужчин.

Советы по укреплению иммунитета смотрите на видео РИА Новости >>

"Процесс старения различен у мужчин и женщин по многим причинам. В организме женщины больше гормона эстроген, который, по-видимому, защищает их от сердечно-сосудистых заболеваний до наступления менопаузы. Половые гормоны также влияют на иммунную систему, особенно на определенные типы лимфоцитов", - цитируются в сообщении издательской группы BioMed Central слова профессора Катсуику Хирокава (Katsuiku Hirokawa) из Медико-стоматологического университета в Токио (Tokyo Medical & Dental University).

По словам ученого, по состоянию иммунных клеток можно оценить реальный биологический возраст человека.

Сколько астероидов "бьет" по Марсу

Снимки Марса с зонда MRO (Mars Reconnaissance Orbiter), позволили ученым впервые посчитать количество астероидов, падающих за год на поверхность планеты.

Аппарат MRO, оснащенный самой мощной на околомарсианской орбите камерой HiRISE, ведет съемку Марса с 2006 года. Ученые сопоставили снимки одних и тех же регионов, сделанных с разницей в несколько лет, и обнаружили 248 свежих кратеров, возникших менее, чем за десять лет.

Самые маленькие из них имеют размер около четырех метров, они образовались при падении объектов размером менее одного-двух метров. Такие небольшие астероиды просто не долетают до поверхности Земле и сгорают в атмосфере, но атмосфера Марса остановить их не может.

Посмотрите фотоленту: Снимки Марса в высоком разрешении >>

После экстраполяции полученных данных на всю планету ученые пришли к выводу, что на Марс в год падает около 200 астероидов и фрагментов планет. Это значительно меньше прежних оценок, дававших значения в три-десять раз выше.