Рейтинг@Mail.ru
Гайдаровский форум и запрещенный "лайнер мечты" - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гайдаровский форум и запрещенный "лайнер мечты"

Читать ria.ru в
Главным экономическим событием уходящей недели стал Гайдаровский форум, где обсуждались перспективы российской экономики, борьба с инфляцией и трудности членства в ВТО. Тему замедления роста ВВП РФ поднял и президент Владимир Путин, поручивший выяснить, нельзя ли этот рост дополнительно простимулировать.

МОСКВА, 18 янв - Прайм. Главным экономическим событием уходящей недели стал Гайдаровский форум, где обсуждались перспективы российской экономики, борьба с инфляцией и трудности членства в ВТО. Тему замедления роста ВВП РФ поднял и президент Владимир Путин, поручивший выяснить, нельзя ли этот рост дополнительно простимулировать.

Правительство в очередной раз обсудило возможность допуска частных игроков на шельф РФ, но окончательного решения так и не приняло, а Счетная палата анонсировала ряд громких проверок. Еще одним событием недели стала приостановка полетов новейшего Boeing 787 Dreamliner по всему миру.

ВВП РФ приказано расти

Одной из основных тем Гайдаровского форума стало амбициозное заявление премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, который поставил перед правительством цель достичь в ближайшей перспективе устойчивого роста ВВП не менее чем на 5% в год.

По мнению экспертов, для этого, как минимум, необходимо улучшение инвестклимата и структурные реформы в разных секторах экономики. В любом случае, достижение 5-процентного роста ВВП возможно лишь через несколько лет. Потенциал роста экономики РФ реализуется на 80%, для его стимулирования необходимо изменение бюджетного правила и денежно-кредитной политики, отметил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач.

Озвученные участниками форума итоги 2012 года были не так уж плохи. Так, глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что бюджет исполнен с нулевым дефицитом (позже Минфин уточнил, что дефицит все же был, хотя и ниже ожидаемого, - 0,02% ВВП). Первый зампред ЦБ РФ Алексей Симановский рассказал, что банки РФ заработали за прошлый год свыше 1 триллиона рублей, что стало рекордом для банковской системы. Кредиты экономике выросли на 13%.

В рамках форума продолжилась и дискуссия об утилизационном сборе, который Россия ввела с 1 сентября 2012 года на импортные и произведенные на российской территории автомобили и который в ЕС считают противоречащим договоренностям по ВТО. По мнению гендиректора ВТО Паскаля Лами, у России есть шанс урегулировать нашумевший спор в неформальном порядке. Однако если этого не произойдет, вопрос будет решаться в ходе официального разбирательства.

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, в свою очередь, заявил, что Россия не собирается отказываться от утилизационного сбора, поскольку должна заботиться об окружающей среде и экологии. По словам замглавы Минэкономразвития Алексея Лихачева, переговоры по выравниванию условий применения утилизационного сбора между российскими и иностранными производителями могут начаться на следующей неделе.

Борьба с замедлением

Практически одновременно с премьером Медведевым на совещании по экономическим вопросам выступил президент Владимир Путин. Он выразил обеспокоенность замедлением роста экономики РФ по предварительным итогам 2012 года. По мнению президента, важно понять, почему это происходит, и не списывать замедление целиком на внешние факторы, а посмотреть и на внутренние проблемы.

Ранее Путин говорил, что институциональные реформы, необходимые для вхождения России в двадцатку наиболее благоприятных для бизнеса стран, дадут дополнительный прирост ВВП на 2-2,5%. Такая прибавка к 4% ускорит темпы роста экономики до 5-6% в год.

Однако чиновники пока не нашли единого рецепта для обеспечению этого роста. Основной спор идет между министерствами финансово-экономического блока, чьи подходы прямо противоположны. Например, Минэкономразвития предлагает снизить нормативную величину Резервного фонда до 5% с 7% ВПП и направить дополнительные средства в экономику. В Минфине, напротив, считают, что смягчение бюджетного правила - не панацея, и полностью удовлетворены сегодняшним нормативом.

Путин предложил проанализировать причины замедления экономического роста в РФ, в частности, изучив возможность дополнительной поддержки спроса, в то же время не выходя за рамки бюджетных расходов. Против дальнейшего увеличения расходов бюджета высказался и Силуанов. Он подчеркнул, что сначала России необходимы структурные реформы, а не стимулирование потребительского спроса.

Затишье по ставка на исходе

С рядом прогнозов выступил первый зампред Банка России Алексей Улюкаев. По его словам, в январе инфляция будет немного выше прошлогодних 0,5% в связи с ускорением роста цен на продовольствие и алкоголь. Аналогичную оценку январской инфляции чуть позже высказало и Минэкономразвития. Регулятор рассчитывает на возвращение годовой инфляции в диапазон 5-6% со второго квартала текущего года - эффект от сентябрьского повышения ставок ЦБ проявится весной.

Улюкаев высказал мнение, что смягчение монетарной политики в РФ в виде снижения процентных ставок контрпродуктивно и не ускорит рост экономики. Действующий коридор процентных ставок регулятор считает приемлемым.

Во вторник совет директоров ЦБ оставил без изменения ставки по своим операциям. При этом в комментарии ЦБ снял формулировку о приемлемости ставок на ближайшее время, которую участники рынка рассматривают как сигнал о паузе в монетарной политике. Это значит, что иное решение может быть принято уже на ближайшем заседании, сказал Улюкаев в рамках Гайдаровского форума.

Отток капитала меньше 10 миллиардов долларов в квартал Улюкаев считает приемлемым. Именно такой ежеквартальный отток был зафиксирован в последние три квартала 2012 года после оттока в первом квартале в 33,3 миллиарда долларов.

Остатки сладки?

Во вторник в Новом Уренгое прошло правительственное совещание по вопросам освоения шельфа. Обсуждался, прежде всего, доступ частных компаний к разработке шельфа. Госкомпании, у которых сейчас эксклюзивное "право на шельф", не очень готовы делиться, и заверяют, что в состоянии все сделать сами. В свою очередь, крупнейшая российская частная нефтяная компания ЛУКОЙЛ предлагает разрешить всем компаниям России работать на островах и территориях переходных зон между континентом и океаном.

Чиновники уверено заявили, что зарубежные компании не будут допущены к нераспределенным участкам шельфа. Что касается российских частных компаний, то им, возможно, предложат лишь те участки, которыми не заинтересовались госкомпании. При этом последние смогут получить опцион на участие в проекте на типовых условиях или индивидуально согласованных. Если все заявки, уже поданные госкомпаниями, удовлетворят, за ними на 10 лет будет резервировано до 80% российского шельфа.

Минприроды предложило применять для частных компаний, которые могут быть допущены к освоению российского шельфа, иную систему налогообложения, чем предусматривает действующий порядок. Речь идет о налогообложении прибыли, что, по мнению ведомства, существенно увеличит отдачу от освоения ресурсов шельфа для федерального бюджета при сохранении заинтересованности в проекте частного капитала. Вице-премьер Аркадий Дворкович, со своей стороны, заявил, что режим налогообложения для всех компаний, работающих на шельфе, будет одинаковым.

При этом власти РФ намерены применять разный порядок лицензирования и выдвигать разные требования к нефте- и газодобывающим компаниям при работе на шельфе, добавил он. Вице-премьер пояснил, что разница в подходах связана с различной ситуацией на рынках газа и нефти, в частности, по соотношению прироста запасов и объемов годовой добычи.

Счетная палата взялась за громкие дела

Глава Счетной палаты Сергей Степашин на пресс-конференции во вторник анонсировал ряд значимых проверок, запланированных на этот год. Так, впервые за пять лет по инициативе ведомства пройдет комплексная проверка "Газпрома" . До этого компанию не трогали из-за подписания международных контрактов, пояснил глава СП.

Еще одно громкое дело - проверка десятилетней деятельности "Росагролизинга". По словам Степашина, его смущает возможность преднамеренного банкротства этой организации с целью ее последующей приватизации. Он сообщил, что уже предложил правительству перенести срок приватизации этой компании в связи с проверкой. Полный выход государства из капитала "Росагролизинга" пока планируется до 2016 года.

СП проверит и формирование цен крупнейшим российским авиаперевозчиком ОАО "Аэрофлот" . Будет оценена конкурентная среда, что даст россиянам и руководству РФ возможность проанализировать стоимостную политику "Аэрофлота", сказал Степашин. Контрольные проверки выполнения своих предписаний СП начнет проводить через полгода.

Помимо этого, Счетная палата в 2013 году проверит ход реализации майских указов президента - вопрос их финансирования тревожит ведомство, поскольку финансовыми ресурсами поручения практически не подкреплены. Летом Степашин планирует доложить президенту РФ о результатах проверки.

"Лайнер мечты" на приколе

Полеты новейшего лайнера Boeing 787 Dreamliner по всему миру приостановлены - такое решение последовательно приняли Федеральное агентство гражданской авиации (FAA) США и Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA). Ряд авиакомпаний в Японии, Катаре, Эфиопии самостоятельно приостановили эксплуатацию "лайнеров мечты", не дожидаясь официального запрета властей. Эти меры вызваны участившимися неполадками с этими самолетами - за последнее время произошло минимум семь таких случаев.

До совершения следующих полетов каждый перевозчик должен доказать безопасность литиево-ионных батарей, возгорание которых стало причиной последнего инцидента - экстренной посадки Dreamliner в Японии в среду. Таким образом, продолжительность запрета зависит от каждого перевозчика и его способности обеспечить полеты.

Для авиакомпаний это чревато потерями от простоя самолетов, а также, если самолетов такой вместимости у них больше нет, - необходимостью совершать несколько перелетов вместо одного, либо договариваться о перевозке пассажиров по код-шеринговым соглашениям. Имиджевые потери несет и сама корпорация Boeing, чьи акции падают уже несколько дней подряд.

В России Dreamliner пока не эксплуатируется и даже не сертифицирован для использования отечественными авиакомпаниями. Однако два крупнейших отечественных авиаперевозчика, "Трансаэро" и "Аэрофлот", заключили твердые контракты на поставку этих самолетов, начиная 2014 и 2016 годов. Пока они не отказываются от контрактов и следят за расследованием.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала