Рейтинг@Mail.ru
Как получить кредит в Антикризисном фонде? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как получить кредит в Антикризисном фонде?

Читать ria.ru в
На начавшихся осенних сессиях парламентов Казахстана, Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана будут рассмотрены и ратифицированы соглашения об учреждении этими странами Антикризисного фонда ЕврАзЭС и выделении в него определенных средств. Россия - самый большой вкладчик фонда - уже завершила эти процедуры.

Владимир Муратов для РИА Новости.

На начавшихся осенних сессиях парламентов Казахстана, Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана будут рассмотрены и ратифицированы соглашения об учреждении этими странами Антикризисного фонда ЕврАзЭС и выделении в него определенных средств. Россия - самый большой вкладчик фонда - уже завершила эти процедуры.

Напомню, что сама идея создания фонда обсуждалась еще в феврале, в июне было достигнуто соглашение о его создании, а ратификация станет финишем обсуждения и одновременно стартом для запуска проекта. Предполагается, что объем фонда может составить 10 миллиардов долларов. 7,5 миллиарда предоставит Россия, 1 миллиард - Казахстан, 10 миллионов долларов - Белоруссия, остальные страны - по миллиону. Первые взносы, по 10% от заявленной суммы, будут предоставлены в течение 6 месяцев.

Оперативное управление фондом будет осуществлять Евразийский банк развития, созданный несколько лет назад Россией (взнос 1 миллиард долларов) и Казахстаном (0,5 миллиарда). Кстати, обе страны пока наиболее успешно среди стран СНГ справляются с ударами кризиса. Казахстан вообще оказался пионером антикризисной борьбы, столкнувшись с кризисом на год раньше России, и по оценке экспертов, уже начал выходить из него, реализуя не только собственно антикризисную программу, но и т.н. «План посткризисного прорыва». В свою очередь, антикризисный фонд ЕврАзЭС должен помочь выйти из кризиса не только России и Казахстану, но и другим, менее сильным экономикам – на просторах СНГ их пока немало.

Ожидается, что в течение месяца-полутора все будет ратифицировано, и министры финансов стран ЕврАзЭС, составляющие Совет фонда, соберутся на заседание. Они утвердят основные документы, регламент работы, а также на какой срок будут даваться займы, под какой процент, будут ли проценты зависеть от того, на какие цели берется кредит. По словам заместителя директора Департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Минфина РФ Андрея Бокарева, условия, на которых будут предоставляться будут предоставляться кредиты, будут более мягкими, чем у инвестиционных банков, и, скорее они будут сопоставимы с условиями МВФ и Всемирного банка. Надо сказать, что не только процентные ставки, но и сама схема работы фонда будет напоминать деятельность МВФ.

Так, фонд не будет размещен в банке, его средства будут находиться в распоряжении Минфинов стран-участниц. Только после  решения Совета фонда о выделении средств каждая из стран переведет деньги пропорционально своей уставной доле. Например, выделено кому-то 100 миллионов долларов, Россия переводит 75 миллионов, Казахстан - 10 миллионов, Белоруссия  - 10 тысяч и так далее. А Евразийский банк развития уже «доводит» деньги до получателя, следит за их использованием, за возвратом и так далее.

Очень важно, что работа фонда даже отдаленно не напоминает патерналистскую политику Советского Союза, щедро раздававшего деньги союзникам. Помощь странам ЕврАзЭС, наиболее пострадавшим от мирового кризиса, будет строиться на общепринятых принципах срочности, возвратности и доходности. Так работает МВФ, так действуют и аналогичные региональные фонды, например, фонды финансовой взаимопомощи Британского содружества наций, Французского сообщества, так собирается работать и латиноамериканская «касса взаимопомощи» ALBA.

Пока неясно, не будет ли Антикризисный фонд сурово диктовать условия получателям кредитов, как это делает МВФ, например, в случае с Украиной, задерживая платежи до тех пор, пока она не преодолеет определенный уровень инфляции или не снизит неоправданные расходы. Соглашением  предусмотрено, что  каждая стран при подаче заявки на получение средств должна будет  представить подробное описание тех целей и задач, которые она предполагает решить с их помощью, а также данные экономических ведомств о ситуации национальных экономик. Помимо этого, будет использована и объективная информация - анализ ситуаций будет проводить Евразийский банк, будет использоваться статистика МВФ, сведения рейтинговых агентств.

Тем не менее, критических ситуаций - например, отказа в  кредите - постараются избежать. Несмотря на прямую зависимость количества голосов от внесенного взноса, ни Россия, ни Казахстан не претендуют на единоличное решение всех вопросов. Напротив, одной из целей создания фонда была выработка совместной финансово-кредитной политики на всем пространстве ЕврАзЭС, достижение такого взаимодействия, чтобы не только быстрее преодолеть кризис, но и заложить на будущее важный интеграционный механизм. Поэтому предполагается, что за обсуждениями на Совете фонда, где будет достигнуто единство после жарких дебатов,  последуют эффективные решения  об использовании средств.

Несколько проще выглядит процедура с финансированием экономических проектов. У банка есть опыт работы оценки проектов и их отбора не только в России и Казахстане, но и в других центральноазиатских республиках, а в последнее время - и в Армении.

Здесь выделен приоритет - в первую очередь деньги пойдут на межгосударственные проекты, возможно, на создание инфраструктуры, так или иначе затрагивающей интересы сразу нескольких государств. Например, Казахстан приступает к реализации проекта трассы Западная Европа - Западный Китай, требующий миллиардных вложений, но зато и создающий тысячи рабочих мест, стимулирующий развитие промышленности и сельского хозяйства вокруг трассы. Очевидно, он может рассчитывать на средства фонда. Как, впрочем, и Россия, по территории которой будет проходить новая трасса, другие республики. Надо сказать, что проект уже сейчас «питается» разнообразными кредитами - на его осуществление дали деньги ЕБРР, Исламский банк развития. Возможно, он получит средства из казахстано-китайского инфраструктурного фонда, из российско-казахстанского инфраструктурного фонда и непосредственно из Евразийского банка.

Так начнет работать тот самый механизм «послекризисного» сотрудничества, который предусматривали при создании Антикризисного фонда. И если такого рода проектов будет много, то из кризиса страны ЕврАзЭС выйдут с элементами новой экономики, позволяющей им не только преодолеть последствия финансовых неурядиц, но и подняться на ступеньку вверх.

Кстати, Антикризисный фонд ЕврАзЭС – далеко не единственная интеграционная инициатива России и Казахстана. Недавно было объявлено также о создании международного Фонда инфраструктурных инвестиций с целью развития инфраструктурных проектов в странах Содружества. Без этого, как утверждают экономисты, посткризисного прорыва точно не получится.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала