Рейтинг@Mail.ru
Пять сказок, снятых Надеждой Кошеверовой - РИА Новости, 22.09.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Пять сказок, снятых Надеждой Кошеверовой

Читать ria.ru в
Когда Надежда Кошеверова пришла работать на "Ленфильм", женщины-режиссеры были большой редкостью. И авторитет она завоевывала, вырабатывая "мужской характер". Современники вспоминали, что она была жесткой и требовательной на съемках, несмотря на то, что снимала в основном комедии и сказки. В день рождения режиссера РИА Новости вспоминает самые яркие из ее киноработ.

Анна Ким

Когда Надежда Кошеверова пришла работать на "Ленфильм", женщины-режиссеры были большой редкостью. И авторитет она завоевывала, вырабатывая "мужской характер". Современники вспоминали, что она была жесткой и требовательной на съемках, несмотря на то, что снимала в основном комедии и сказки. Возможно, именно благодаря этим качествам и большому профессионализму, Кошеверовой удалось создать столько неповторимых образов в своих картинах. В день рождения режиссера РИА Новости вспоминает самые яркие из ее киноработ.

"Золушка", 1947 год

(совместно с Михаилом Шапиро)

Фильм "Золушка", снятый по мотивам популярной во всем мире истории о доброй и работящей девушке, очаровавшей прекрасного принца, вышел на советские экраны в 1947 году и тут же стала лидером проката. Это была первая сказка, появившаяся в послевоенное время в условиях жесткой цензуры, атакующей жанр детского фильма еще с 1920-х годов. В фильме было много непривычного и даже революционного для того времени. Несмотря на то, что лента была снята на черно-белой пленке, пышные декорации и нарядные костюмы, характерные позже для кино 60-х, бросались в глаза, контрастируя с обликом обедневшего в войну голодного Ленинграда, где снималась картина.

Художником фильма был муж Кошеверовой, Николай Акимов. Из гардероба героев картины на Ленфильме сохранились только платье и "хрустальные" туфельки Золушки, но и они позже были украдены. Любопытно, что на самом деле туфли были сделаны из органического стекла и ходить в них было невозможно. Янина Жеймо, сыгравшая роль Золушки, лишь однажды вошла в них в кадр, хотя "хрустальные" башмачки были созданы специально под ее миниатюрные, как и у героини сказки, ступни 31-го размера. Именно Кошеверова настояла на том, чтобы 37-летняя Жеймо сыграла 16-летнюю "Золушку".

"Нам нужна не расцветающая сексуальность, как средство жизненного успеха, а доброта, детская непосредственность и невинность. А это никто не сможет сыграть лучше Янины Жеймо. Даже в 37 лет",- отвечала она на нападки начальства. Роли остальных персонажей сказки исполнили такие актеры как Фаина Раневская (мачеха), Варвара Мясникова (фея), Алексей Консовский (принц), Эраст Гарин (король) и другие. Знаменитые цитаты из фильма - "Я не волшебник, я только учусь", "Ухожу в монастырь", "А еще корону надел" - были придуманы сценаристом Евгением Шварцем и самими артистами во время съемок.

В 2009 году кинообъединение "Крупный план" по заказу Первого канала занялось реставрацией и колоризацией фильма 1947 года. Собрав всю доступную информацию о ленте и ориентируясь на цветные эскизы Акимова, российские реставраторы обработали более 120 тысяч кадров совместно с американской киностудией Legend Films. "Золушка" приобрела обновленную звуковую дорожку и цвет. В частности, убранство дворца было покрашено в бежевые и сиреневые тона, а бальное платье Золушки стало розовым.

"Укротительница тигров", 1954 год

(совместно с Александром Ивановским)

Романтическая комедия о жизни цирковых артистов "Укротительница тигров" имела большой успех у зрителей, а для молодой актрисы Людмилы Касаткиной, дебютировавшей в кино в роли обаятельной цирковой служащей Лены Воронцовой, стала первым этапом блистательной кинокарьеры.

Выбор актеров на главные роли был непростым. Павел Кадочников, сыгравший возлюбленного Лены мотоциклиста Федора Ермолаева, незадолго до этого снялся в главной роли в фильме "Подвиг разведчика" Бориса Барнета, поэтому его появление в комедии руководство Ленфильма восприняло неоднозначно. С другой стороны, утверждение Кадочникова на роль требовало такой же звездной партнерши. Тем не менее, роль Воронцовой досталась Касаткиной, которая после окончания ГИТИСа играла в Центральном театре Советской армии.

Актриса вспоминала позже, что, соглашаясь на съемки, не могла и подумать, что ей лично придется войти в клетку к тиграм. Касаткина должна была играть лишь укротительницу "в жизни", в то время, как опасные трюки выполняла ее дублерша Маргарита Назарова  - ассистентка знаменитого дрессировщика Бориса Эдера (она также дублировала артисток в фильмах "Случай в тайге" и "Полосатый рейс"). После восьми месяцев работы Кошеверова заявила, что хочет видеть лицо актрисы рядом с тигриной мордой, иначе фильм не выйдет на экраны.

Вот что рассказывала  Касаткина об этих кадрах: "В тот день меня привезли на студию очень рано. У входа ждали Кадочников и Сергей Филиппов: "Эдер вчера не говорил, боялся, что вы спать не будете, но сегодня вы входите в клетку. Мы пришли за вас переживать". Боже мой! Подходит Борис Афанасьевич: "Быстро в костюмерную!" Я и помчалась. И вот все готово, в руках у меня заостренная палка и шамберьер. Эдер напоминает, что делать, и пихает меня в вольер, закрывает дверь. "Наступайте, бейте!" - командует он. Я изо всех сил ударяю тигра. "Бейте еще!" Тигр рычит, поднимается на задние лапы. "Ближе! Ближе!" Приближаюсь настолько, что тигр ударом лапы ломает палку, а другой лапой вырывает шамберьер. "Падайте!" - кричит Эдер. Падаю, тигр перепрыгивает через меня. Вскакиваю, подбегаю к решетке, где мне должны передать другие палку и кнут. Тигр носится по вольеру и дважды так шарахает меня хвостом по сапогам, что я еле устояла. За прутьями стоит человек. "Ну где же шамберьер?!" - кричу ему. Он: "Та шо ты волнуешься? Пошли-и же...". 

После этого режиссеры перегородили клетку стеклом. Но однажды, прибывая  в дурном настроении, тигрица Рада бросилась на Касаткину и разбила стекло. Тогда Борис Эдер просто вырвал испуганную актрису из вольера. После сдачи картины на Ленфильме он публично обратился к Людмиле со словами: "Я, Эдер, делаю предложение Людмиле Касаткиной стать укротительницей тигров. У нее есть настоящий кураж, я ей доверю 11 штук". "Ну, что поделать, я больше люблю людей",- ответила Касаткина. В 1965 году Кошеверова снова обратилась к теме цирка в комедии "Сегодня новый аттракцион".

"Осторожно, бабушка", 1960 год

Комедийный фильм "Осторожно, бабушка" не имел такого большого успеха у зрителей, как "Золушка" или "Укротительница тигров". Тем не менее, образ эксцентричной бабушки-активистки, разъезжающей по столичным улицам на "Москвиче" и пытающейся организовать личную жизнь своей внучки (Ариадна Шенгелая), блестяще исполненный Фаиной Раневской, и сейчас может служить примером для подражания.

Несмотря на то, что после выхода именно этого фильма, Раневской было присвоено звание народной артистки СССР, сама актриса была недовольна картиной. Она считала "Бабушку" своей неудавшейся ролью и винила в этом Надежду Кошеверову. Кстати, марка машины "Москвич" тоже никогда не нравилась актрисе. Не стеснявшаяся в выражениях артистка говорила, что, когда она "едет в такой гадкой и низкой машине, то кажется, что у нее жопа скребет по асфальту". После выхода ленты отношения между Раневской и Кошеверовой, которые долгие годы были подругами, сильно охладились. Поэтому уговорить Раневскую сняться в 1965 году в картине "Сегодня новый аттракцион", последней в ее актерской карьере, режиссеру было очень сложно. 

"Старая, старая сказка", 1968 год

На показы киносказки "Старая, старая сказка" с удовольствием ходили не только дети, но и взрослая публика. В фильме, снятом Кошеверовой по мотивам сказок Андерсена "Огниво", "Свинопас" и "Дурень Ганс", удачно переплелись фантастический и реалистический сюжеты: в одном - солдат пытается растопить холодное сердце вредной принцессы, в другом - бродячий актер-кукольник страдает от любви к дочери трактирщика.

Но сказка есть сказка: принцесса покинула королевство, отправившись вслед за любимым, а дочь трактирщика наоборот - испугалась изменить жизнь и сбежать с бродячим артистом. Композиционный контраст, придуманный сценаристами Валерием Фридом и Юлием Дунским, добавил картине тонкий оттенок драматизма.

С этого фильма началось долгое сотрудничество Кошеверовой с актером Олегом Далем, который потом никогда не отказывался сниматься в ее сказках ("Тень", "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил"), именно он сыграл солдата и кукольника. В роли принцессы в картине дебютировала актриса Марина Неёлова. Однако ее кандидатуру утвердили не сразу. Во время кинопроб учившаяся тогда на третьем курсе Ленинградского института театра, музыки и кинематографа Неёлова так "кривлялась", стараясь передать взбалмошный характер главной героини, что, посмотрев отрывок с ее участием, Даль сказал: "Берите кого угодно, только не эту". С ним были солидарны и члены худсовета. Однако  позже актер изменил свое мнение и встал на защиту девушки.

Актер Георгий Штиль, сыгравший телохранителя принцессы, рассказывал: "Худсовет был против Неёловой. Тогда мы втроем - я, Кошеверова и Даль - решили отстоять Мариночку. Пришли на очередное заседание, и Надежда Николаевна решительно заявила: "Либо играет Неёлова, либо я эту картину ставить не буду". Старички почесали голову и решили уступить настойчивости Кошеверовой".

Актриса Вера Титова  рассказывала свою историю с кинопроб: "На роль ведьмы, заколдовавшей принцессу, Надежда Николаевна меня даже не рассматривала, думала, либо Пельтцер сыграет, либо Миронова. Но звонит как-то и говорит: "Верочка, приходи на студию, подыграть нужно, актер приехал пробоваться на роль солдатика - Саша Збруев". Ну, думаю, хорошо. Закончили съемку, разошлись. Я уезжаю сниматься в Ригу, живу там в престижной гостинице, и вот представьте себе, как-то входит ко мне горничная - лицо насмерть перепуганное. "Что случилось?" - интересуюсь. Протягивает мне телеграмму, читаю: "Поздравляю, ты - ведьма. Кошеверова". Так эта горничная ушла и больше ко мне не приходила. Представляете?"

В этой ленте Кошеверова впервые использовала современную фактуру диалога для сказочной истории - прием, который позже будет использовать Марк Захаров. "Разменять королевство с доплатой" - говорит Король в исполнении Владимира Этуша, предвосхищая осовремененных монархов Евгения Леонова и Леонида Броневого в "Обыкновенном чуде" и "Мюнхгаузене".

"Тень", 1971 год

Олег Даль и Марина Неёлова вновь сыграли в паре в музыкальной сказке Кошеверовой - "Тень". В фильме, сценарий к которому, как и в "Старой, старой сказке", писали драматурги Дунский и Фрид по пьесе Евгения Шварца, угадываются схожие черты.

Вновь появляется линия двойников: Ученого и его тени, образы которых воплотил Даль, но на этот раз они полностью противоположны по своим качествам. В героях проявились две обостренные стороны одной личности: скромного, но умного и доброго неудачника и амбициозного карьериста, способного на любую подлость ради достижения своих целей. Усмирить свою темную сторону и распознать истинную любовь-задача,  которая стоит перед главным героем и мораль философской сказки-притчи. В 1991 году, через 20 лет после выхода на экраны "Тени" Надежды Кошеверовой, пьеса Шварца, основанная на одноименной сказке Андерсена, снова была экранизирована режиссером Михаилом Козаковым. В новой версии истории о раздвоении личности Ученого "Тень, или Может быть, все обойдется" главную мужскую роль исполнил Константин Райкин, а Марина Неёлова предстала уже в образе Юлии Джули, а не дочери хозяина гостиницы Аннунциаты (ее сыграла Анна Ямпольская). Вторая экранизация содержала более острый социальный контекст, преобладающий над комедийным началом.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала