Рейтинг@Mail.ru
Боевые дельфины и полвека войны с их природным пацифизмом - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Боевые дельфины и полвека войны с их природным пацифизмом

Читать ria.ru в
Украина возобновила советскую программу подготовки боевых дельфинов, сообщил в четверг источник в силовых структурах в Севастополе. Животных, по его словам, учат помечать буями интересующие военных предметы на дне моря, атаковать диверсантов и корабли противника.

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.

Украина возобновила советскую программу подготовки боевых дельфинов, сообщил в четверг источник в силовых структурах в Севастополе. Животных, по его словам, учат помечать буями интересующие военных предметы на дне моря, атаковать диверсантов и корабли противника.

Сделать из дельфина убийцу или камикадзе не сложнее, чем из собаки. Но практический результат будет такой же. В конечном итоге от боевых дельфинов военным придется отказаться точно так же, как они уже отказались от боевых собак, боевых верблюдов, боевых слонов и даже боевых лошадей – кавалерии.

Зато незаменимыми дельфины могут стать при лечении психологических нарушений, особенно сложных случаев детского аутизма.

Военный рефлекс

Дельфина не надо долго учить, как поддевать рылом аквалангиста – этот рефлекс заложен в нем природой. Ученые связывают его с тем, что дельфины живут в воде, а дышат воздухом. Чтобы новорожденный дельфиненок или больной сородич не захлебнулся, они стараются поддержать его на плаву, подталкивая наверх.

Животное не может преодолеть врожденный инстинкт, даже если бы захотело. По этой причине дельфины так часто спасают тонущих людей и любят играть с человеком в воде.

Достаточно дать понять дельфину, что за особое усердие при "спасении утопающих" он получит в качестве награды рыбку, и животное с энтузиазмом начнет рыскать по охраняемой акватории в поисках вражеских боевых пловцов.

На рыло ему крепят штык или более сложное оружие, например, способное выстрелить при приближении на определенную дистанцию к вражескому пловцу, и боевой дельфин готов к применению.

Остается лишь одна мелочь. Надо научить дельфина отличать своих от чужих, иначе первому же встреченному им в воде человеку дельфин со своей знаменитой дружелюбной улыбкой воткнет штык в тело.

Вооружен и очень опасен

Можно надрессировать дельфина отличать своего от чужого, пометив чужого какой-то меткой – визуальной, химической, акустической, гидроакустической. Но на войне пометить чужих, по понятным причинам, не получится. Придется помечать своих, что сильно осложняет идею боевого применения дельфина.

Если бы стояла задача научить животное поддевать рылом только помеченные объекты, то успеха можно было бы добиться, если не стопроцентного, то близкого к этому.

Но научить животное помеченные объекты не трогать, а гоняться за всеми остальными вне зависимости от их формы, размеров, запаха, характера вибрации и т.п., гораздо сложнее. Вероятность ошибки возрастает до опасного уровня.

Вряд ли правительства соседних с Украиной черноморских стран согласятся на то, что на их пляжи в любой момент может заплыть вооруженный дельфин с непредсказуемым поведением.

Подводная ищейка

Сомнения возникают и насчет других функций боевых дельфинов. С подрывом кораблей возникает та же проблема "свой – чужой".
Натренировать животных находить на дне предметы определенной формы несложно. Но зачем?

Черноморский дельфин ныряет не глубже ста метров. Бортовой эхолот с круговым обзором или подводную видеокамеру для вдвое больших глубин сейчас можно купить в магазине за 5 тысяч рублей, не говоря уже наличии у военных более продвинутой техники для подводного наблюдения.

Техника видит и на расстоянии позволяет манипулировать предметами любой формы. А дельфинов придется каждый раз переучивать, как только возникнет задача искать на дне предметы не такой формы, а другой.

Тем не менее, с пятидесятых годов прошлого века в США, и с шестидесятых – в нашей стране военные упорно пытаются приспособить дельфинов для своих целей.

Шкурный интерес

Академик Владимир Соколов рассказывал обозревателю РИА Новости, как в конце 60-х он, тогда молодой младший научный сотрудник, изучавший кожу морских млекопитающих, вдруг обнаружил, что некоторые его научные публикации получили гриф "ДСП" (для служебного пользования).

Вскоре Соколов получил лабораторию с хорошим финансированием, и ему объяснили, чего именно от него и его коллег-ученых из других областей науки об океане ждет Родина: скорости и бесшумности советского подводного флота.

Кожа дельфинов по гидродинамическим и акустическим качествам была идеальной для покрытия подлодок и торпед. В воде у нее практически отсутствует трение, и она поглощает импульсы гидролокатора-сонара. Аналогичные работы по военному применению дельфиньей кожи с конца 1950-х годов вели американцы.

Почти сразу ученые выяснили, что нужными военным качествами обладает только кожа живого дельфина, а если ее содрать, она их теряет. Все остальное время ученые старались смоделировать кожу из искусственных материалов.

Стараются и поныне, но максимум, что до сих пор могли порекомендовать военным и наши, и американские ученые – это обшивать корпуса подлодок слоем резины. Но это военные и без ученых давно сами знали.

Военная операция по спасению дельфинов

Что касается нынешнего украинского приступа милитаризации дельфинов, то он не столь прямолинеен, каким выглядит со стороны, у него есть гражданская предыстория.

В Севастополе два дельфинария. Один в центре города, там дельфины прыгают через обручи и развлекают зрителей другими фокусами. Второй, бывший советский военный, где сейчас начали готовить боевых дельфинов для ВМС Украины, – на мысе Фиолент. Там за деньги любой желающий мог поплавать с дельфинами – принять сеанс дельфинотерапии, как гласила реклама.

В нулевые годы на Украине динамично развивался бизнес на дельфинах. Почти во всех крупных городах появились дельфинарии, в некоторых даже по два. Развитию бизнеса способствовали его респектабельность и рентабельность.

"Деньги, вложенные в дельфинарий – и людям радость, и отбиваются за два-три года, потом идет только прибыль", – объяснял обозревателю РИА Новости владелец одного и самых крупных на Украине дельфинариев Тарас Чекурда.

Но дельфины занесены в "Красную книгу Украины", и получить животное для дельфинария можно было по специальному разрешению Минэкологии. Оно разрешало брать травмированных и больных животных, которые попадаются в рыбацкие сети.

В ноябре прошлого года министр экологии Украины Николай Злочевский запретил использование черноморских и азовских дельфинов "в любых целях". Ближайшим местом, где промысел дельфинов еще разрешен, остается Тихий океан. Из Японского моря везут дельфинов в европейские и американские дельфинарии.

Те на Украине, кто не мог позволить себе купить "японских" дельфинов или не смог подделать документы своим черноморским, закрывали бизнес. В одном из двух севастопольских дельфинариев проблему решили проще: там вернулись под родную военную "крышу".

Это был благородный поступок: отпустить в море привыкших к человеку животных означало обречь их на гибель. А так все остались довольны: и дельфины, и адмиралы. Аттракцион с боевыми дельфинами только украсит праздник в Севастополе на День ВМФ, который в последние годы ВМС Украины празднует вместе с нашим Черноморским флотом.

Оставят ли в военном дельфинарии платную дельфинотерапию, покажет будущий летний сезон. Если не оставят, будет жалко.

Собратья по разуму

Дельфинотерапия сначала была лишь побочным продуктом бизнеса на развлекательных дельфинариях. Но со временем сама превратилась в бизнес. Сейчас полный курс дельфинотерапии можно пройти в Турции за 3-4 тысячи евро, в Западной Европе и США цены выше в среднем в два раза.

В России дельфинариев мало, по разным данным, их от 13 до 19-ти. Самый крупный открылся в сентябре в Сочи. Поэтому дельфинотерапия у нас практически не известна. Гораздо популярнее она на Украине – после тамошнего бума дельфинариев.

Внятно объяснить лечебный механизм этой процедуры не могут даже сами дельфинотерапевты, порой придумывая самые экзотические версии типа "сонофореза". Мол, ультразвуки, которые издают животные, воздействуют на клеточном уровне.

Но объяснения тонких механизмов и не входит в их задачи, они фиксируют и используют результат и уже составили перечень предпочтительных показаний дельфинотерапии: детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания и гиперактивность, синдром Дауна, задержка психического и психоречевого развития.

Как говорит киевский психотерапевт Богдан Поповский, особенно его поразили результаты воздействия дельфинов на детей с аутизмом. "Общение с дельфином делает даже самых сложных детей достаточно открытыми к восприятию, чтобы с ними дальше мог работать врач", – говорит Поповский.

При этом дельфинов даже тренировать не нужно, можно брать такими, какие они есть. Может быть, они и созданы природой, чтобы лечить людей, а не калечить их, и потому так трудно приспособить их для войны.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала